Статья 120 налогового кодекса: штраф в случае нарушения правил учета

Оглавление

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Комментарий к Ст. 120 НК РФ

Статья 120 НК РФ применяется при грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и состоит из 3 пунктов.

Согласно п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет штраф в размере 10 тыс. руб.

В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ, если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода, штраф составляет 30 тыс. руб.

Согласно п. 3 ст. 120 НК РФ необходимо, чтобы грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы. Штраф в данном случае составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

А что понимается под «грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»? Ответ на этот вопрос дан в п. 3 ст. 120 НК РФ. Это:

во-первых, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;

во-вторых, систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

В Налоговом кодексе РФ не дано определения «первичный документ». Поэтому, опираясь на ст. 11 НК РФ, нужно обратиться к ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором сказано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Под «неправильным отражением» следует понимать искажение в первичных учетных документах, регистрах бухучета содержания хозяйственной операции, ее измерителей, неверное указание размера денежных сумм и количества материальных ценностей и др.

В связи с применением определения грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения возникает также вопрос о том, относится ли книга учета доходов и расходов, которую ведут индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, к регистрам налогового учета.

В Письме УФНС России по г. Москве от 29 апреля 2011 г. N 16-15/[email protected] разъяснялось, что налоговым регистром для налогоплательщиков-организаций, применяющих УСН, является книга учета, на основании данных которой заполняется налоговая декларация по упрощенной системе. Следовательно, книга учета, не заверенная надлежащим образом, может расцениваться как отсутствие регистров налогового учета и, соответственно, образовывать состав правонарушения, предусмотренный ст. 120 НК РФ. Указанный вывод был также отражен в Решении ВАС РФ от 11 сентября 2009 г. N 9513/09 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.5 Приложения 2 и Приложения 4 к Приказу Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н».

Однако обратим внимание, что разъяснения в Письме УФНС России по г. Москве от 29 апреля 2011 г. N 16-15/[email protected] были даны до принятия Приказа Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н «Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и порядков их заполнения» (далее — Приказ Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н). А согласно Приказу N 135н книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в налоговых органах не заверяются (Письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. N 03-11-09/100 «О Приказе Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н»).

Также отметим, что предусмотренный абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ состав правонарушения обладает рядом специфических черт. В том числе для применения ответственности за указанное налоговое правонарушение необходимо установить одновременное наличие 2 признаков состава налогового правонарушения:

занижение налоговой базы по конкретному налогу

и то, что данное занижение явилось следствием отсутствия первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского или налогового учета, систематического (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременного или неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Кроме того, необходимо наличие причинно-следственной связи между этими двумя признаками состава правонарушения.

В случае если один из признаков состава отсутствует либо наличие причинно-следственной связи между ними не будет установлено, привлечение к налоговой ответственности по п. 3 ст. 120 НК РФ не будет являться правомерным.

Кроме того, перечень нарушений, который приведен в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, является исчерпывающим. То есть не подлежит расширительному толкованию.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в 2 раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.

Ст. 120 НК РФ с комментариями. Штраф по ст. 120 НК РФ

В ст. 120 и 122 НК РФ закреплена ответственность за неисполнение требований налогового законодательства по учету объектов обложения, расходов и доходов, а также по уплате обязательных платежей. В качестве наказания установлен штраф. Его величина зависит от характера и количества нарушений, а также возникших последствий. Рассмотрим подробнее ст. 120 НК РФ с комментариями юристов.

Виды нарушений и наказания

Штраф по ст. 120 НК РФ вменяется за грубое нарушение положений, регламентирующих порядок учета плательщиком объектов обложения, затрат и доходов:

  • совершенное в течение одного отчетного периода;
  • допущенное в течение более 1-го налогового периода;
  • повлекшее занижение облагаемой базы.

В первом случае денежное взыскание составит до 10 тыс. р. Такая величина штрафа определена в п. 1 ст. 120 НК РФ. Если нарушения допущены в течение более 1-го периода, сумма увеличивается до 30 тыс. р. Если действия субъекта привели к занижению базы, с него может быть взыскано 20 % от величины неотчисленного налога (или страховых взносов), но не меньше 40 тыс. р.

Полезная информация:  Налоги: описание налогов для физических лиц и как узнать налоговую задолженность?

Грубое нарушение порядка учета

Под ним в рамках ст. 120 НК РФ следует понимать отсутствие:

  • первичной документации;
  • счетов-фактур;
  • регистров налогового/бухучета.

Грубым нарушением признается также систематическое неправильное/несвоевременное отражение сведений на счетах, в регистрах, отчетных документах:

  • хозяйственных операций;
  • нематериальных активов;
  • денег;
  • финансовых вложений;
  • ТМЦ.

Однократность ответственности

При совершении конкретного правонарушения виновное лицо может быть наказано только единожды. Соответствующее положение вытекает из многих действующих нормативных актов. Если говорить о налоговых нарушениях, то принцип однократности ответственности закреплен в 108 статье НК (п. 2).

Судам следует учесть, что ответственность и наказание за грубое неисполнение порядка учета, повлекшее занижение облагаемой базы, установлены в 3 пункте ст. 120 НК РФ. Но если занижение произошло по основаниям, не указанным в 120 норме, ответственность должна наступать по статье 122 Кодекса.

Этого подхода придерживались многие арбитражные инстанции до принятия пленарного постановления ВАС № 57 от 2013 г., а Постановление № 5 от 2001 г. утратило силу. Сегодня пояснения относительно применения положений 3 пункта ст. 120 НК РФ отсутствуют.

Вместе с тем в действовавшем ранее Постановлении № 5 упоминался именно п. 3 рассматриваемой нормы (а не вся статья в целом). Учитывая это, отдельные судебные инстанции допускают возможность применения санкций к виновным лицам по 3 пункту ст. 120 НК РФ и 122 статье.

Состав правонарушения

Для вменения наказания по 120 статье НК РФ необходимо не только установить факт совершения нарушения, но и вину лица. К примеру, при непредставлении документации, запрашиваемой контрольным органом в срок, ввиду ее хищения, порчи в связи с пожаром, затоплением и прочими обстоятельствами непреодолимой силы, квалифицирующий признак нарушения и вина субъекта отсутствуют. Судебная практика подтверждает этот вывод.

Особенности разбирательств

В статье 100.1 НК закреплены правила рассмотрения дел, связанных с налоговыми нарушениями. В норме сказано, что факты несоблюдения требований Кодекса, выявленные при выездной или камеральной проверке, рассматриваются в порядке, установленном 101 статьей НК. Также в статье говорится, что дела о правонарушениях, обнаруженных при осуществлении иных контрольных мероприятий, кроме указанных в 120, 122, 123 нормах, разбираются по правилам ст. 101.4.

Если выявлено, что авансовый счет-фактура не был выставлен, ИФНС может наложить штраф на плательщика за грубое нарушение порядка учета объектов обложения, расходов и доходов по 120 статье НК РФ.

Если сведения в представленной декларации не соответствуют информации, полученной в ходе обмена данными между контрольными органами государств-участников ТС ЕврАзЭС, к плательщику могут применяться санкции, в соответствии с 9 пунктом 2 статьи Протокола от 2009 г. При этом факт несоответствия не признается основанием для вменения штрафа, поскольку в НК такое основание не предусмотрено. Если же в действиях плательщика будут выявлены признаки нарушений, предусмотренных 120 и 122 статьями, к нему могут применяться соответствующие меры.

Срок давности

О нем говорится в 113 статье НК. На основании положений нормы, к плательщику могут применяться меры ответственности, если с даты совершения нарушения или со дня, следующего за последним днем отчетного периода, в рамках которого было допущено правонарушение, и до вынесения решения о вменении наказания прошло меньше трех лет.

Этот порядок, однако, к случаям, закрепленным 120 и 122 статьями НК, применяется только частично. В отношении нарушений, указанных в этих нормах, действует правило об исчислении давностного срока со дня, идущего после даты завершения отчетного периода.

В НК не предусмотрено понятия длящегося правонарушения. Если в ходе проверок контрольный орган выявит нарушение порядка учета объекта обложения по НДФЛ в разрезе каждого физлица, организацию можно привлечь к ответственности за единое правонарушение по 120 статье НК.

В законодательстве присутствует аналогичная статья, закрепляющая санкции за грубые нарушения ведения бухучета и представления отчетности. Меры ответственности за эти деяния установлены в ст. 15.11 КоАП. В качестве субъектов нарушения выступают руководитель предприятия (как лицо, на котором лежит ответственность за организацию бухучета) и гл. бухгалтер (ответственный за непосредственное ведение учета).

В указанной норме КоАП предусмотрено наказание от 2-х до 3-х тыс. р.

Грубыми нарушениями положений, регламентирующих порядок учета и представления отчетности, считается занижение величины налогов и сборов, начисленных к уплате, не меньше чем на 10 %, возникшее в связи с искажением сведений.

Освобождение от ответственности

Наказание должностным лицам может не вменяться, если предприятие предоставит уточненную декларацию и выплатить на основании сведений, отраженных в ней, неотчисленные ранее суммы сборов и налогов, пени, с соблюдением предписаний, закрепленных пунктами 3, 4, 6 81 статьи НК. Освобождение от ответственности возможно, если в действиях лиц не обнаружены признаки других правонарушений.

В любом случае вопрос о возможности или невозможности применения к виновным санкций, предусмотренных законом, должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая факторы, смягчающие ответственность.

Заключение

В настоящее время действует измененная редакция 120 статьи НК. С 01.01.2014 г. в норме отсутствует указание на субъект нарушения. В прежней редакции к числу лиц, привлекаемых к ответственности, были отнесены ИП и юрлица.

В первоначальной редакции 120 статьи присутствовал также и п. 4. В нем устанавливалась ответственность за нарушение порядка оформления налоговой декларации. В частности, санкция предусматривалась за несвоевременное/неверное отражение в отчетности расходов и доходов, источников поступлений, суммы налога, иных сведений, касающихся расчета и отчисления обязательных платежей. Этот пункт был из статьи исключен на основании ФЗ № 154 от 1999 г.

В Госдуму был внесен законопроект № 460262-6. В нем предусматривается внесение п. 5 в статью 120. По мнению законодателей, в этом пункте следует предусмотреть ответственность за выплаты гражданам доходов без заключения с ними трудовых договоров. Согласно внесенному предложению, штраф за это должен составить 20 тыс. р.

Штраф за грубое нарушение правил учета базы по страховым взносам

Автор: О. П. Гришина

Минфин считает, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета базы по страховым взносам. Так ли это?

Прежним нормативным актом (Федеральным законом от 24.07.2009 № 212 ФЗ), регулирующим сферу страховых взносов, штраф за грубое нарушение правил учета базы по страховым взносам не был предусмотрен. В Налоговом кодексе этот штраф есть и, судя по названию ст. 120, определяющей санкции за подобные деяния, он применяется (с 2017 года) и в отношении плательщиков страховых взносов. Сами положения ст. 120 НК РФ сформулированы неоднозначно, но нестыковки в налоговых нормах, по-видимому, чиновников Минфина не смущают – они считают, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности по данной статье. Так ли это?

Мнение Минфина.

На вопрос о том, возможно ли привлечение плательщика страховых взносов к ответственности по ст. 120 НК РФ, чиновники ведомства в Письме от 26.05.2017 № 03-02-07/1/32430 ответили так. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) установлена ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании пункта 3 указанной статьи грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов обложения страховыми взносами, если эти деяния повлекли занижение базы для исчисления страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее сорока тысяч рублей.

Иными словами, Минфин считает, что в случае выявления грубых ошибок, допущенных плательщиком страховых взносов при формировании облагаемой базы по ним, к нему могут быть применены штрафные санкции, установленные ст. 120 НК РФ. Не исключено, что такой же позиции будут придерживаться налоговики на местах.

Между тем мнение чиновников Минфина не является бесспорным. Поясним, почему.

Анализируя налоговые нормы.

Статья 120 НК РФ с 2017 года называется «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)» и состоит из трех пунктов. Для наглядности представим их в таблице.

Законодательство РФ: статья 120 Налогового кодекса, ее основные понятия, особенности применения, освобождение от штрафа

Статья 120 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует размер штрафов в случае грубого нарушения организациями и предпринимателями правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения. Она поясняет понятие грубого правонарушения и оговаривает, сколько и в каких случаях должно быть уплачено государственным органам в случае его обнаружения.

Суммы штрафа и лица, которым он может быть начислен

Статья 120 Налогового кодекса часто менялась и дополнялась

В статью 120 постоянно вносились уточнения и изменения. В редакции, действующей на 2016 г., она содержит три пункта.

  1. Если нарушение относится к одному налоговому периоду, то сумма штрафа равна 10 000 рублям.
  2. Если нарушение совершалось в течение более продолжительного времени, то налоговая инспекция штрафует на 30 000 рублей.
  3. В тех случаях, когда противозаконные действия привели к занижению налоговой базы, начисляется штраф, составляющий 20% от налога, который должен был быть уплачен по закону (не меньше 40 000 российских рублей).

По сравнению с предыдущими редакциями расширена сфера применения данной статьи. Ранее она относилась только к организациям, теперь под ее действие подпадают и индивидуальные предприниматели.

Полезная информация:  Когда возможен возврат налога при покупке машины?

Помимо этих налогоплательщиков статья дает возможность штрафовать налоговых агентов в соответствии с пунктами 1 и 2. Однако их нельзя оштрафовать по пункту 3. Обязанность налогового агента – только перечислить сумму налога, поэтому с него невозможно потребовать какой-то процент от невыплаченного налога. Его можно привлечь к ответственности согласно статье 123 в связи с невыполнением вышеуказанной обязанности.

Понятие первичного документа, его содержание

Во второй части третьего пункта приводится список того, что расценивается как грубое нарушение:

  • отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского/налогового учета, счетов-фактур;
  • отражение хозяйственных операций, денежных средств, финансовых вложений, нематериальных активов и материальных ценностей, выполненное с нарушением сроков или ошибками; несвоевременность и ошибочность характеризуются систематичностью (дважды в год или чаще);
  • вышеприведенные действия, которые приводят к занижению налоговой базы.

Под первичным документом понимается учетный документ, при помощи которого оформляется каждое отдельное событие хозяйственной жизни. Он должен быть составлен по форме, приведенной в специальном альбоме форм документации. Если он не содержится в таком альбоме, то в нем проставляются обязательные реквизиты, предписываемые Законом о бухгалтерском учете.

Ошибки в оформление первичных документов налоговая инспекция может расценить как их отсутствие и, как результат, использовать статью 120. Исключением является случай, когда документы оформлены правильно, но содержат недостоверную или неточную информацию.

Это не может быть отнесено к видам правонарушений, оговоренных в данной статье, но дает возможность привлечь к ответственности по другой статье. Первичный документ состоит из следующих частей:

  1. название;
  2. дата составления;
  3. субъект экономической деятельности, оформивший данный документ;
  4. денежное и/или натуральное измерение события хозяйственной жизни и единицы его измерения;
  5. лицо, отвечающее за совершение и оформление сделки;
  6. подписи с расшифровкой.

Первичным документом считается книга учета доходов и расходов.

Министерство финансов своим приказом отменило обязательное заверение данного документа в налоговых органах для индивидуальных предпринимателей и организаций с упрощенной системой налогообложения.

Пересечение статей 120 и 122

Статьи 120 и 122 Налогового кодекса часто пресекаются

Список грубых нарушений носит исчерпывающий характер. Любое другое нарушение, не входящее в него, не может служить основанием для привлечения к ответственности согласно статье 120 НК РФ. К таким нарушениям относятся:

  • отсутствие или ненадлежащее заверение налогового регистра;
  • ошибки при составлении отчетных документов для органов налогообложения;
  • необоснованные налоговые вычеты;
  • занижение базы начисления налога.

В последнем случае применяется статья 122 о неполной уплате налога/сбора или отсутствии уплаты. Если причиной стало занижение базы, в соответствии с которой начисляется налог, то взыскивается 20% суммы налога, подлежащего выплате.

Важно отметить, что законодательство запрещает дважды наказывать за одно и то же действие. Нельзя применить санкции сразу по 120 и 122 статье. Суд наделен правом определять каждом отдельном случае, какую норму налоговой ответственности применить.

Общий принцип выбора нормы следующий: в случае пересечения этих двух статей следует выбрать то положение, которое точнее описывает сложившуюся ситуацию. Если имеет место факт грубого нарушения учета, то решение принимается в пользу 120 статьи, если имелись иные основания занизить налоговую базу, то в пользу статьи 122

В каких случаях налогоплательщик не несет ответственности

Форс-мажорные обстоятельства снимают вину

Важными факторами применения штрафов являются наличие неправильного действия из вышеприведенного перечня и вина налогоплательщика в том, что оно было совершено. Форс-мажорные обстоятельства и другие непредвиденные обстоятельства, приведшие к утрате документов (авария, затопление, пожар, хищение), исключают его вину.

Однако такие обстоятельства должны быть подтверждены документами и показаниями очевидцев, заверенными подписями. При этом учитываются условия, в которых хранилась документация, необходимая для налогообложения. Они должны максимально обеспечивать сохранность.

К примеру, хранение бумаг в помещении с повышенной опасностью возникновения пожара или файлов на неисправном компьютере суд может признать недостаточным основанием для освобождения от штрафа по статье 120.

Существенно важно предоставить доказательства того, что до чрезвычайного происшествия учет производился надлежащим образом с использованием всех необходимых форм. По крайней мере, у работников органов налогообложения не должно быть доказательств противного.

Особенности применения данной статьи

Статья 120 Налогового кодекса стимулирует вести документацию четко и по правилам

Если какая-либо организация или какой-то предприниматель привлекаются к ответственности по рассматриваемой статье, необходимо учесть следующее:

  • Штраф начисляется только в случае уменьшения налоговой базы. Если имеется факт правонарушения, но налоговая база осталась без изменений или стала больше, то штрафные санкции не используются.
  • Минимальная сумма штрафа в соответствии с пунктом 3 рассматриваемой статьи составляет 15 000 рублей.
  • Если налогоплательщик занизил базу начисления налога, но за ним числится переплата по налоговым обязательствам, то это не освобождает его от ответственности за грубое правонарушение.
  • На данный момент организации и предприниматели более не имеют возможности внести исправления в налоговую декларацию и доплатить недостающую сумму, если заметят ошибки до того, как они будут обнаружены налоговыми органами.
  • Если имеется хотя бы одно обстоятельство, смягчающее вину (они перечислены в статье 112, п. 1), то штраф должен быть уменьшен не менее, чем в два раза. Если отмечено наличие хотя бы одного отягчающего фактора (та же статья, п. 2), то сумма штрафа станет вдвое больше.

Таким образом, статья 120 НК России стимулирует ведение учетных документов налогоплательщиками, точное и своевременное отражение данных в отчетных формах, подаваемых в налоговую инспекцию. В ней четко оговаривается размер штрафа и возможные случаи правонарушений.

Получается, что ответственность может наступить по старому принципу. Бьют не за то, что нарушил, а за то, что попался. Как можно поступить, чтобы не попасться? Решение довольно простое. Приглашайте периодически к проверке своего налогового учета специалиста или организацию со стороны. Они свежим взглядом проанализируют все документы и операции. Многих ошибок удастся в этом случае просто избежать. Такие специалисты или организации называются аудиторами.

Аудит бывает обязательный или инициативный. Крупные предприятия и некоторые специализированные фирмы (банки, страховые компании, финансовые и т.п.) проходят такой аудит обязательно. Перечень таких случаев устанавливается государством. Результаты аудиторской проверки в виде аудиторского заключения налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию. Инициативный аудит проводится по инициативе самого предприятия. Его результаты остаются на предприятии.

В случае обнаружения налоговой инспекцией каких-либо недочетов, аудиторское заключение можно показать проверяющим. Применяя такой способ контроля за налоговым учетом, поможет вам избежать неприятностей. Следовательно, не будет штрафных санкций и испорченной репутации налогоплательщика.

Об изменениях в НК РФ — в видеосюжете:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Ответственность за нарушение законодательства

Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе:

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф: 500 — 1000 рублей

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или без лицензии

1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

3) То же деяние, что и в пункте 2):

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

10 % от дохода, полученного за время такой деятельности, но не менее 40 000 рублей

Штраф должностных лиц:

штраф 2000-3000 рублей

2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или
обязательные работы до 480 часов, или
арест до 6 мес.

3) Штраф 100 тыс. — 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 6 мес. либо без такового.

Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф 1 000 — 2 000 руб

Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок:

1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей)

2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества

3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

4).То же деяние, что и в п. 3, совершенное:
а)группой лиц по предварительному сговору
б) в особо крупном размере

1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30%

2). 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Штраф должностных лиц:

предупреждение или штраф — 300 — 500 рублей

3). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
арест до 6 месяцев, или

Полезная информация:  Налог на автомобиль: кто может рассчитывать на льготы

лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

4). Штраф от 200 тыс.руб. до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

Неуплата или неполная уплата сумм налога:

1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ,

2). те же деяния, совершенные умышленно

3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере

1). 20% от неуплаченной суммы налога

2). 40% от неуплаченной суммы налога

3) Штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо
лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. введена ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
(статья введена ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

2. Те же деяния, совершенные умышленно

Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

2.Те же деяния, совершенные умышленно

1). 20 % от неуплаченной суммы налога.

2).40 % от неуплаченной суммы налога.

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. введена ФЗ от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:

1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения:
в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 (см. ниже)

2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

1. Штраф налогоплательщика:

1) 10 000 рублей.

2) 30 000 рублей.

3) 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей

2. Штраф должностных лиц:

2 000 — 3 000 рублей

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов:

1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере

3)То же деяние, что и в пункте 2), совершенное в особо крупном размере

Штраф налогового агента:

— 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

2). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
арест на срок до 6 месяцев, или
лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового

3). Штраф от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 2 до 5 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля:

1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119 и 129.4 НК РФ (см. выше)

2) отказ (уклонение) организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; иное уклонение от предоставления таких документов; предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями , если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (см. ниже)

1) 200 рублей за каждый непредставленный документ

2) 10 000 рублей

— граждан: 100 — 300 рублей

— должностных лиц: 300 — 500 рублей

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения

— должностных лиц: 4 000 — 5 000 рублей

— юридических лиц: 40 000 — 50 000 рублей

Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок
совершенные в крупном размере

Те же деяния, что и в пункте выше, совершенные:
а)организованной группой
б)в особо крупном размере

штраф до 200 тыс. рублей, или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо
принудительные работы на срок до 3 лет, либо
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс руб. или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо
принудительные работы на срок до 5 лет, либо
лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

— должностных лиц: 3000 — 4000 рублей

— юридических лиц: 30 000 — 40 000 рублей

Пояснения к таблице:

Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ):

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета:

  1. отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета
  2. систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
  3. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%

  4. искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%

Пояснение к статье 122 НК РФ

п. 4 Ст. 122 НК РФ . Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ (см. выше)
(п. 4 введен ФЗ от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Оставьте комментарий